Персон: 1412        Фильмов: 92157       Последние 30 фильмов в каталоге RSS
«КиноБанк»
Список фильмов и персон по алфавиту

Поиск:
Расширенный поиск
Регистрация

Джон Уэйн
John Wayne

Разместил: Admin
Место рождения: Уинтерсет (шт. Айова), США (Usa)
Дата рождения: 26 мая 1907
Возраст:

109

Знак зодиака:

Близнецы

Рост (в метрах):

не определен

Национальность:

не определена


Биография

Сегодня на голливудском небосклоне нет недостатка в «звездах» и «героях». На радость публике (и на пользу кассе) круто набрали высоту «молодые да ранние» — Брэд Питт, Мэт Дилон, Джонни Депп, Киану Ривз, Николас Кейдж, Уилл Смит. Регулярно доказывают наличие пороха в пороховницах представители «старой гвардии» — Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джон Траволта, Джин Хэкмен, Мел Гибсон, Брюс Уиллис. Однако ежегодные рейтинговые опросы показывают, что своим любимым актером большинство американских кинозрителей считает человека, скончавшегося 11 июня 1979 года в Лос-Анджелесе в окружении семерых детей, нажитых в трех браках.

Главный ковбой Америки
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ футболист и недоучившийся адвокат, актер милостью божьей и антикоммунист самого крепкого засола, могучий статью и крутой характером, любитель приправить разговор непарламентским выражением… В конце тридцатых он сменил «немого» Томаса Микса на пьедестале «главного ковбоя Америки» и по сей день сохраняет это звание за собой.

Родился Мэрион Майкл Моррисон (таково настоящее имя актера) 26 мая 1907 года в городке Винтерсет, штат Айова. Начинал карьеру в футбольной школе, в 1925 году поступил на юридический факультет университета Южной Калифорнии. Во время студенческих каникул парень подрабатывал в качестве статиста, реквизитора и каскадера на киностудии «ХХ век Фокс», где и был замечен своим будущим «крестным отцом» — режиссером Джоном Фордом. Именно Форд придумал псевдоним «Джон Уэйн», и по его же рекомендации «молодое дарование» получило первую большую роль в вестерне Рауля Уолша «Большая тропа» (1930).

Следующие девять лет после удачного почина Уэйн снимается в десятках малобюджетных вестернов «класса Б», изображая хороших парней с быстрым револьвером. Все в этих фильмах было достаточно условно и театрально, кроме… самого Джона Уэйна. Такая необыкновенная, просто стихийная органичность в рамках предлагаемых вестерном образов и обстоятельств не могла остаться незамеченной. И в 1939 году все тот же Джон Форд предлагает своему протеже главную роль Ринго Кида в фильме «Дилижанс».

В конце 60-х, рассказывая об этой работе в документальном фильме Дениса Сандерса «Американский Запад Джона Форда», Уэйн вспоминал о совершенно особой атмосфере, царившей в киногруппе Форда. Каждый участник съемок, вплоть до последнего статиста, мог стать соавтором будущего шедевра, подсказав свежую мысль или внеся дельное предложение. «Папуля» (так называли режиссера друзья и соратники) никому не отказывал в праве голоса, но все новые идеи держал в железной узде собственных решений.

За шесть съемочных недель Джон Уэйн хорошо усвоил и взял на вооружение три фордовских правила хорошего кино. Во-первых, побольше действия. Во-вторых, поменьше болтовни. И в-третьих — опять побольше действия. В результате первой совместной работы Форда и Уэйна на экраны вышел фильм, названный критикой «основополагающим вестерном», «базой для всего, что последовало за ним» и «картиной, в которой кино поет песню».

«Дилижанс» стал визитной карточкой жанра, а Джон Уэйн нашел своего героя на многие десятилетия вперед. С тех пор мы говорим «вестерн», подразумеваем — Джон Уэйн, мы говорим «Джон Уэйн», подразумеваем — вестерн. Кстати, «Дилижанс.» был единственным вестерном, вышедшим в советский прокат .

«Работать работу»
ЗАМЕТИМ, что вестерн, несмотря на регулярно переживаемые взлеты и падения популярности, по сей день остается «корневым» жанром не только американской киноиндустрии, но и американского киноменталитета. Вестерн рассказывает о реальных людях и событиях эпохи освоения Дикого Запада и становится «Американской Историей». Вестерн рассказывает вечную историю о борьбе Добра и Зла и становится «Американским Мифом». И так уж случилось, что и История, и легенда, и Миф вестерна для кинозрителей разных поколений воплотились в одном человеке. Менялись имена героев, не менялся сам герой Джона Уэйна. То, что он делал на экране, нельзя назвать игрой, творчеством или лицедейством. Джон Форд в свое время метко охарактеризовал манеру Уэйна как «работать работу».

А работоспособность актера была поразительной. Он осваивал просторы киновестерна с таким же усердием, с каким его предки осваивали Дикий Запад. Проработав в кино полвека, снявшись более чем в 130 фильмах, Джон Уэйн переиграл бесчисленное множество благородных шерифов, симпатичных бандитов, честных солдат и суровых ковбоев. И он любил их всех. Любил за то, что они походили на него самого.

На экране и в жизни он был одиночкой (даже несмотря на трех жен и семерых детей). Но, как настоящий профессионал, умел работать в команде.

Всю жизнь он занимался тем, что умел лучше всего. Его крепкие киноюноши, киномужчины и киностарики Дикого Запада плохие фильмы вытаскивали на собственных плечах, а хорошие делали великими. Каждое десятилетие карьеры Уэйна отмечено фильмами, ставшими гордостью и вестерна, и американского кино, и мирового кинематографа.

Большая слава принесла немалые деньги. Начав с грошовых эпизодов, Уэйн на съемках «Дилижанса» получал уже по 200 долларов в неделю, пока его не перекупила компания «Парамаунт» за 1200 долларов. К 1956 году он стал самым высокооплачиваемым актером мира. «ХХ век Фокс» платила ему за каждый фильм 500 тысяч долларов, а гонорар за «Истинную доблесть» составил 1 миллион долларов плюс 35% от всей прокатной выручки. Абсолютный рекорд того времени!

Последний из великих…
НА РУБЕЖЕ 1940-х и 1950-х годов, во времена маккартистской «охоты на ведьм» и проверки Голливуда на лояльность, Уэйн был чуть ли не единственным крупным актером, который поддерживал сенатора Маккарти и восхищался им. Он активно участвовал в очищении американского кинематографа от разных там «комми». Неудивительно, что два самых крупных его кинопроекта носили проамериканский, ультрапатриотический характер. Об «Аламо» шутили: «Этот фильм идет дольше, чем сама битва».

Сам Уэйн сыграл легендарного героя Дикого Запада Дэви Крокета — участника обороны техасского форта Аламо от мексиканской армии генерала Санта-Аны. В «Зеленых беретах» он выступил в роли командира спецподразделения армии США полковника Майкла Керби, руководящего опять же защитой форта, но затерянного в джунглях Вьетнама. После этого и без того немалая популярность Уэйна стала просто огромной. Его зрителями были тысячи американских солдат и ветеранов вьетнамской войны.

Однако счастливая судьба Джона Уэйна бросила серьезный вызов мужеству этого человека, когда в 1964 году, во время операции по поводу рака, пришлось удалить левое легкое и два ребра. «Большой Джон» не сдался и последние 15 лет своей жизни продолжал активно работать, сниматься, ставить и продюсировать фильмы.

В 1976 году умирающий от рака Уэйн играет… умирающего от рака Джона Бутса, знаменитого в прошлом легендарного стрелка, который ищет последнее пристанище в настоящем. Фильм Дона Сигела «Последний из великих стрелков» стал для Уэйна и его героев одновременно и гимном, и реквиемом. Реквиемом, потому что вместе с последним гигантом уходила в прошлое вся «золотая эпоха» вестерна. Гимном, потому что в финале фильма произошло актерское чудо. Больной, разбитый, измученный болью старик (и герой, и актер) подъезжает к салуну — месту своей последней схватки… Должно быть, сила всех его шерифов, солдат и ковбоев вселилась в этот миг в Уэйна, потому что в конце 70-х он вошел в двери салуна так же легко, элегантно и небрежно, как входил в десятки таких же салунов в 30-х, 40-х, 50-х и 60-х годах: скупая улыбка, походка вразвалочку и чуть согнутая правая рука, готовая метнуться к револьверу. И это был уже не актерский имидж или маска героя. Это был он сам — великий для вестерна и незаменимый для истории кино ДЖОН УЭЙН!

***
В ПОСЛЕДНЕМ фильме Джона Уэйна его партнершей была актриса Лорин Бэколл, вдова знаменитого Хэмфри Богарта (тоже умершего от рака). Она вспоминает, что на все ее жалобы по поводу житейских и творческих неурядиц Уэйн отвечал своей любимой поговоркой: «Если утром ты проснулся, считай этот день счастливым!»


загрузка...



Фильмография

Режиссер
  1. Большой Джейк, 1971
    Big Jake
  2. Зеленые береты, 1968
    The Green Berets
  3. Команчерос, 1961
    The Comancheros
  4. Аламо, 1960
    The Alamo
  5. Кровавая аллея, 1955
    Blood Alley
Актер
  1. За занавесом свободы, 2013 : хроника
    Behind the Freedom Curtain
  2. Рейган, 2011 : играет самого себя; хроника  
    Reagan
  3. Рейтинг ассоциации MPAA, 2006 :  хроника
    This Film Is Not Yet Rated
  4. Фактор О`Рейли, 1996 :  играет самого себя / Various roles; хроника
    The O'Reilly Factor
  5. Американское путешествие, 1993 :  George Abitbol; хроника
    La Classe américaine
  6. Самый меткий, 1976 :  John Bernard Books; $ 750 000
    The Shootist
  7. Америка в кино, 1976 :  играет самого себя; хроника
    America at the Movies
  8. Время развлечения, 1976 :  хроника
    It's Showtime
  9. Брэнниган, 1975 :  Lt. Brannigan; $ 500 000
    Brannigan
  10. Рустер Когберн, 1975 :  Marshal Reuben J. 'Rooster' Cogburn
    Rooster Cogburn
  11. МакКью, 1974 :  Det. Lt. Lon McQ
    McQ
  12. Грабители поездов, 1973 :  Lane
    The Train Robbers
  13. Ковбои, 1972 :  Wil Andersen
    The Cowboys
  14. Большой Джейк, 1971 :  Jacob McCandles
    Big Jake
  15. Чизам, 1970
    Chisam
  16. Рио Лобо, 1970 :  Col. Cord McNally; $ 1 000 000
    Rio Lobo
  17. Настоящее мужество, 1969 :  Marshall Reuben J. 'Rooster' Cogburn
    True Grit
  18. Непобежденные, 1969 :  Col. John Henry Thomas
    The Undefeated
  19. Адские бойцы, 1968 :  Chance Buckman; $ 1 000 000
    Hellfighters
  20. Зеленые береты, 1968 :  Col. Mike Kirby; $ 1 000 000
    The Green Berets
  21. Военный фургон, 1967 :  Taw Jackson; $ 1 000 000 (+ % от сборов)
    The War Wagon
  22. Эль-Дорадо, 1966 :  Cole Thornton
    El Dorado
  23. Откинь гигантскую тень, 1966 :  Gen. Mike Randolph
    Cast a Giant Shadow
  24. Шоу Дина Мартина, 1965 :  играет самого себя
    The Dean Martin Show
  25. По методу Харма, 1965 :  Capt. Rockwell Torrey
    In Harm's Way
  26. Величайшая из когда-либо рассказанных историй, 1965 : Centurion at crucifixion; $ 250 000
    The Greatest Story Ever Told
  27. Сыновья Кэти Элдер, 1965 :  John Elder
    The Sons of Katie Elder
  28. Мир цирка, 1964 :  Matt Masters
    Circus World
  29. Риф Донована, 1963 :  Michael Patrick 'Guns' Donovan
    Donovan's Reef
  30. Голливуд без грима, 1963 :  играет самого себя; хроника
    Hollywood Without Make-Up
  31. Хатари!, 1962 :  Sean Mercer
    Hatari!
  32. Человек, который застрелил Либерти Вэланса, 1962 :  Tom Doniphon
    The Man Who Shot Liberty Valance
  33. Самый длинный день, 1962 :  Lt. Col. Benjamin Vandervoort; $ 250 000
    The Longest Day
  34. Война на Диком Западе, 1962 :  Gen. William Tecumseh Sherman
    How the West Was Won
  35. Команчерос, 1961 :  Ranger Capt. Jake Cutter; $ 750 000 (+ 10% от сборов)
    The Comancheros
  36. Шоу Дика Пауэлла, 1961 :  играет самого себя - Guest Host
    The Dick Powell Show
  37. Аламо, 1960 :  Col. Davy Crockett
    The Alamo
  38. К северу от Аляски, 1960 :  Sam McCord; $ 750 000 (+ 10% от сборов)
    North to Alaska
  39. Кавалеристы, 1959 :  Col. John Marlowe; $ 750 000
    The Horse Soldiers
  40. Рио Браво, 1959 : Sheriff John T. Chance; $ 750 000
    Rio Bravo
  41. Варвар и гейша, 1958 :  Townsend Harris; $ 700 000
    The Barbarian and the Geisha
  42. Крылья орлов, 1957 :  Frank W. 'Spig' Wead
    The Wings of Eagles
  43. Легенда о потерянном, 1957 :  Joe January
    Legend of the Lost
  44. Завоеватель, 1956 :  Temujin; later Genghis Khan
    The Conqueror
  45. Искатели, 1956 : Ethan Edwards
    The Searchers
  46. Кровавая аллея, 1955 :  Capt. Tom Wilder
    Blood Alley
  47. Кульминация, 1954 :  играет самого себя
    Climax!
  48. Великий и могучий, 1954 :  Dan Roman
    The High and the Mighty
  49. Хондо, 1953 :  Hondo Lane
    Hondo
  50. Небесный остров, 1953 :  Capt. Dooley
    Island in the Sky
  51. Большой Джим МакЛэйн, 1952 :  Jim McLain
    Big Jim McLain
  52. Тихий человек, 1952 :  Sean Thornton
    The Quiet Man
  53. Летающие морпехи, 1951 :  Maj. Daniel Xavier Kirby; $ 300 000
    Flying Leathernecks
  54. Рио Гранде, 1950 :  Lt. Col. Kirby Yorke
    Rio Grande
  55. Три крестных отца, 1948 : Robert Marmaduke Hightower
    3 Godfathers
  56. Красная река, 1948 : Thomas Dunson; $ 75 000 (+ % от сборов)  
    Red River
  57. Золотоискатели, 1942 : Roy Glennister  
    The Spoilers
  58. Семь грешников, 1940
    Seven Sinners
  59. Дилижанс, 1939 : The Ringo Kid; $ 3 700
    Stagecoach
Продюссеры
  1. Аламо, 1960
    The Alamo
  2. Кровавая аллея, 1955
    Blood Alley
  3. След кота, 1954
    Track of the Cat
  4. Великий и могучий, 1954
    The High and the Mighty
  5. Хондо, 1953
    Hondo
  6. Небесный остров, 1953
    Island in the Sky
  7. Большой Джим МакЛэйн, 1952
    Big Jim McLain
  8. Тореадор и Леди, 1951
    Bullfighter and the Lady
загрузка...
+заметку или факт +ссылку +фото | уточнить информацию / сообщить об ошибке